Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Ансамбль Кремля. Успенский собор, 1693 г.
Тип объекта Объект федерального значения
Местоположение г. Рязань, ул. Кремль, д. 13
Вид объекта Элемент ансамбля
Датировка 1693
Правоустанавливающие документы Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 Приказ ПО Ансамбль кремля
Современное значение религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия федерального значения
Техническое состояние ведется реставрация
Архитектор Бухвостов Я. Г.
Описание объекта

Главное место в кремле занимает Успен­ский собор. На его месте стояла церковь Николы Старого, сгоревшая в 1611 г., затем здесь был устроен пороховой склад. В 1682 г. указом царей Петра и Ивана было дано разрешение на построй­ку нового Успенского собора. Строительство возглавил митрополит Павел. Подрядившиеся в 1684 г. записные каменщики Приказа каменных дел  Е. Калинин и Ф. Яковлев, а также костромской каменщик Г. Сусанин, прибыв в Переяславль Рязанский, построили только подклет. Вскоре работы перепоручили запис­ному каменщику  К. Алферьеву. В 1689 г. мастер С. Христофоров под­рядился изготовить иконостас высотой и шириной в 10 саженей, то есть более двад­цати метров. В 1692 г. здание, возведенное почти до луковиц на главах, обвалилось, разрушив стоящую рядом надвратную церковь Спасского монастыря. В 1693 г. строительство начали новые подрядчики: Я. Бухвостов с товарищами –  Н. Устиновым,   Г. Ивановым и И. Парфеновым. Их также постигла неудача: в 1696 г. своды недостроенного собора рухнули. Строительство храма закончилось в 1699 г. Собор превзошел на две сажени высоту, запланированную договором с прежними подрядчиками, и оказался на 13 м выше Успенского собора в Московском кремле, по образцу которого и строился. Собор снизу окружало открытое гульби­ще на аркаде и с лестницами-всходами по сторонам. Над карнизами четверика       из­начально был кружевной белокаменный парапет со сложными фигурными фрон­тонами в виде гребешков, разделенными пинаклями. За парапетом шел круговой обход. В 1700 г. мастера Свидерский и Лысков подрядились золотить иконостас, а к 1702 г. иконописец Соломанов с помощни­ками написал для него иконы. В августе это­го года собор был освящен митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Явор­ским). На следующий год буря сорвала кресты с собора, и в 1704-06 гг. мастер С. Малофеев сделал их заново. Главы поначалу были лужеными, потом центральную позолотили, а боко­вые украсили золотыми звездами по сине­му фону.

left;»>Здание не раз подвергалось основатель­ным ремонтам. Уже в 1712 г. «все своды от стен отпали» и хотя они вскоре были исправлены, в документе 1727 г. опять го­ворится: «все своды расселены… и в подклетах расселины великие обретаются». Продолжавшаяся неравномерная осадка здания вызвала новые обрушения в 1728, 1735 и 1737 гг. Посте­пенное разрушение собора привело к его закрытию в 1796 г. Однако, несмотря на то, что тогда же специальная комиссия поста­новила разобрать здание, архитектор Иван Францевич Руска (он же Русско, Руско) в 1804 г. провел его капитальный ремонт. При этом посводное покрытие здания сме­нила четырехскатная кровля (тогда же, видимо, были утрачены гребешки), был упрощен фасадный декор и переделано гульбище над аркадой, повторно измененное в конце XIX в. Боковые всходы на гульбище разобра­ли, арки с висячими гирьками заложили, а белокаменные узорные парапеты сменила чугунная решетка с короткими колонка­ми. Такие же каннелированные колонны, но более крупные и сделанные из белого камня были водружены на постаментах внизу новой лестницы на гульбище по оси западного входа.

В 1855-57 гг. интерьер собора, стены которого до этого времени оставались бе­лыми, был расписан московским художни­ком Н. Степановым. В связи с юби­леем Рязани в 1895 г. фасады собора были довольно причудливо раскрашены: поле стены подчеркивалось красным, а фусты белокаменных колонок выделялись синим. Работы затронули и интерьер. В 1891 г. он был вторично расписан. Первоначальный внешний облик фасадам собора и инте­рьеру отчасти удалось вернуть при    рестав­рации в 1953-57 гг. под руководством Е.В. Михайловского.

Успенский собор – лучший памятник зодчества в Рязанской области, один из шедевров архитектуры нарышкинского стиля и крупнейший среди городских многостолпных соборов петровского времени. Творение знаменитого зодчего Я. Бух­востова вместило в себя выдающиеся произведения художественной резьбы по бе­лому камню и дереву.