Наименование объекта | Ансамбль Кремля. Дворец Олега, 1658 г. |
---|---|
Тип объекта | Объект федерального значения |
Местоположение | г. Рязань, ул. Кремль, д. 15 |
Вид объекта | Элемент ансамбля |
Датировка | 1658 |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 Приказ ПО Ансамбль кремля |
Современное значение | Гражданское/религиозное |
Охранный статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | Реставрационные работы не проводились |
Архитектор | Мазухин Г. Л., Шнейдер Я. И., Ярушев (Ершов) Ю. К. |
После пожара 1647 г. вместо прежних палат по заказу епископа Мисаила в 1653-55 гг. построили новый одноэтажный архиерейский дом, включив в кладку подклет и часть двух ярусов белокаменной церкви Иоанна Предтечи. Это был узкий корпус (68 м на 14 м) с двусветной домовой церковью в центре и с пониженной трапезной с запада. Вдоль южной стены корпуса к церкви шла двухмаршевая лестница, которую завершала площадка с колоколами в арочных проемах. Верх стен четверика, увенчанного главой с крестом, украшали кокошники. Второй этаж здания в 1658 г. надстроил подмастерье каменных дел, Юрий Корнилович Ярушев (Ершов).
Третий этаж возводил в 1692 г. подрядчик каменных дел, из костромских крестьян, Григорий Леонтьевич Мазухин. Церковь была включена в единый прямоугольный объем, а здание в целом приобрело черты новой «нарышкинской» архитектуры.
В 1778 г. Екатерина предоставила Синоду 1000 рублей на перестройку Архиерейского дома в Рязани. Корпус епископских палат в 1778-80 гг. был значительно удлинен (на 27 м) к востоку – по проекту первого архитектора Рязанского наместничества Якова Ивановича Шнейдера. В это же время многие элементы первоначального убранства на древнем
объеме были заменены новыми, в духе классицизма. В 1865-66 гг. первоначальную планировку Архиерейского дома существенно исказила новая домовая церковь во имя Архидиакона Стефана. В самом конце XIX в., перед 800-летним юбилеем города, фасады приобрели раскраску, не свойственную древней архитектуре: с сине-зелено-красными наличниками на фоне розоватых стен. Тогда же внутри была частично переделана лестница. Богатое каменное крыльцо XVII в. у главного входа, примыкавшее к средней части южного фасада, заменили ажурным кованым навесом. В поновленных интерьерах поставили новые печи. Интерьер Предтеченской церкви был расписан.
Реставрация, проведенная под руководством И.В. Ильенко, а позднее Е.Г. Одинец, устранила многие позднейшие наслоения и вернула этому ценнейшему памятнику древнерусского гражданского зодчества ту внешность, которую он имел на исходе XVII в.
Это оригинальное здание принадлежит к наиболее ярким архиерейским резиденциям в Древней Руси. Стилистически здание со сложной строительной историей сочетает в себе элементы узорочья с чертами нарышкинского стиля. Более поздняя часть здания выдержана в стиле раннего классицизма.