Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Ансамбль Кремля. Рождественский собор, XIV-XIX вв.
Тип объекта Объект федерального значения
Местоположение г. Рязань, ул. Кремль, д. 14
Вид объекта Элемент ансамбля
Датировка XIV-XIX вв.
Правоустанавливающие документы Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 Приказ ПО Ансамбль кремля
Современное значение религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия федерального значения
Техническое состояние Реставрационные работы проведены
Архитектор Волков И. С., Звенов, Стефенгагена Л. И., Ярушев Ю. К.
Описание объекта

В конце XIV века князем Олег Ивановичем было начато строительство белокаменного Успенского собора – первой известной каменной постройки в кремле. Этот храм был тогда общегородским собором и княжеской усыпальницей.

Собор сохранил внутри своей алтарной части ниже уровня пола фрагменты белокаменных апсид самой ранней каменной постройки Рязани — древнего Успенского собора кон. XIV – нач. XV в. В 1609 г. в собор были перенесены мощи Святителя Василия из церкви Бориса и Глеба. Опись               1638 г. упоминает этот храм как пятиглавый, четырехстолпный, с тремя высокими рундуками о пяти ступенях. В 1651 г. строительные работы по собору велись зодчим Ю.К. Ярушевым. В 1692 г. по распоряжению митрополита Авраамия заново сооружена глава и стены надложены выше сводов. В 1753 г. древний Успенский собор переименовали в Христорождественский и перестроили. Были разобраны внутренние столбы, расширены окна, а также пристроена трапезная с накатным потолком и западный притвор. Окна получили барочные наличники с ушами. В 1776 г. своды в храме рухнули, разрушив каменные гробницы рязанских князей. Перестройка здания в 1781 г. была связана с именем губернского архитектора И.С Волкова. Были понижены апсиды и восточная часть четверика, но надложены стены храма на остальных участках. К западному притвору были

пристроены боковые помещения. В 1826 г. собор был перестроен в формах позднего классицизма по проекту архитектора рязанской палаты Л.И. Стефенгагена. Стены стали выше почти на два метра, четверик получил деревянное ротондальное завершение с восемью арочными  окнами, соединёнными тягой на уровне пят, ко всем трем входам пристроили четырехколонные коринфские портики, над которыми сделали большие полукруглые окна. Остальные окна получили арочную форму и были расширены, барочные наличники срубили. В 1873 г. собор подвергся не очень удачной перестройке в духе эклектики по проекту архитектора Звенова. Обветшавший фальшивый купол заменили новым деревянным восьмериком, а западный портик расширили до двенадцатиколонного, за счет восьми колонн, взятых с разобранных боковых портиков. Над портиком установили тимпан из трех килевидных кокошников и добавили килевидные заострения к ложным люкарнам над восьмериком. В конце XIX века был сделан теплый тамбур при входе в собор. В 1911 г. под ру­ководством Звенова пробили новые окна в первом ярусе. Причем в некоторых местах оконные проемы частично срезали более ранние пилястры. В окна были вставлены металлические рамы. В советское время храм был закрыт, внутреннее простран­ство перегорожено, росписи забелены, иконостас и утварь утрачены.