Наименование объекта | Ансамбль Кремля. Рождественский собор, XIV-XIX вв. |
---|---|
Тип объекта | Объект федерального значения |
Местоположение | г. Рязань, ул. Кремль, д. 14 |
Вид объекта | Элемент ансамбля |
Датировка | XIV-XIX вв. |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 Приказ ПО Ансамбль кремля |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | Реставрационные работы проведены |
Архитектор | Волков И. С., Звенов, Стефенгагена Л. И., Ярушев Ю. К. |
В конце XIV века князем Олег Ивановичем было начато строительство белокаменного Успенского собора – первой известной каменной постройки в кремле. Этот храм был тогда общегородским собором и княжеской усыпальницей.
Собор сохранил внутри своей алтарной части ниже уровня пола фрагменты белокаменных апсид самой ранней каменной постройки Рязани — древнего Успенского собора кон. XIV – нач. XV в. В 1609 г. в собор были перенесены мощи Святителя Василия из церкви Бориса и Глеба. Опись 1638 г. упоминает этот храм как пятиглавый, четырехстолпный, с тремя высокими рундуками о пяти ступенях. В 1651 г. строительные работы по собору велись зодчим Ю.К. Ярушевым. В 1692 г. по распоряжению митрополита Авраамия заново сооружена глава и стены надложены выше сводов. В 1753 г. древний Успенский собор переименовали в Христорождественский и перестроили. Были разобраны внутренние столбы, расширены окна, а также пристроена трапезная с накатным потолком и западный притвор. Окна получили барочные наличники с ушами. В 1776 г. своды в храме рухнули, разрушив каменные гробницы рязанских князей. Перестройка здания в 1781 г. была связана с именем губернского архитектора И.С Волкова. Были понижены апсиды и восточная часть четверика, но надложены стены храма на остальных участках. К западному притвору были
пристроены боковые помещения. В 1826 г. собор был перестроен в формах позднего классицизма по проекту архитектора рязанской палаты Л.И. Стефенгагена. Стены стали выше почти на два метра, четверик получил деревянное ротондальное завершение с восемью арочными окнами, соединёнными тягой на уровне пят, ко всем трем входам пристроили четырехколонные коринфские портики, над которыми сделали большие полукруглые окна. Остальные окна получили арочную форму и были расширены, барочные наличники срубили. В 1873 г. собор подвергся не очень удачной перестройке в духе эклектики по проекту архитектора Звенова. Обветшавший фальшивый купол заменили новым деревянным восьмериком, а западный портик расширили до двенадцатиколонного, за счет восьми колонн, взятых с разобранных боковых портиков. Над портиком установили тимпан из трех килевидных кокошников и добавили килевидные заострения к ложным люкарнам над восьмериком. В конце XIX века был сделан теплый тамбур при входе в собор. В 1911 г. под руководством Звенова пробили новые окна в первом ярусе. Причем в некоторых местах оконные проемы частично срезали более ранние пилястры. В окна были вставлены металлические рамы. В советское время храм был закрыт, внутреннее пространство перегорожено, росписи забелены, иконостас и утварь утрачены.