Наименование объекта | Ансамбль Кремля. Успенский собор, 1693 г. |
---|---|
Тип объекта | Объект федерального значения |
Местоположение | г. Рязань, ул. Кремль, д. 13 |
Вид объекта | Элемент ансамбля |
Датировка | 1693 |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 Приказ ПО Ансамбль кремля |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | ведется реставрация |
Архитектор | Бухвостов Я. Г. |
Главное место в кремле занимает Успенский собор. На его месте стояла церковь Николы Старого, сгоревшая в 1611 г., затем здесь был устроен пороховой склад. В 1682 г. указом царей Петра и Ивана было дано разрешение на постройку нового Успенского собора. Строительство возглавил митрополит Павел. Подрядившиеся в 1684 г. записные каменщики Приказа каменных дел Е. Калинин и Ф. Яковлев, а также костромской каменщик Г. Сусанин, прибыв в Переяславль Рязанский, построили только подклет. Вскоре работы перепоручили записному каменщику К. Алферьеву. В 1689 г. мастер С. Христофоров подрядился изготовить иконостас высотой и шириной в 10 саженей, то есть более двадцати метров. В 1692 г. здание, возведенное почти до луковиц на главах, обвалилось, разрушив стоящую рядом надвратную церковь Спасского монастыря. В 1693 г. строительство начали новые подрядчики: Я. Бухвостов с товарищами – Н. Устиновым, Г. Ивановым и И. Парфеновым. Их также постигла неудача: в 1696 г. своды недостроенного собора рухнули. Строительство храма закончилось в 1699 г. Собор превзошел на две сажени высоту, запланированную договором с прежними подрядчиками, и оказался на 13 м выше Успенского собора в Московском кремле, по образцу которого и строился. Собор снизу окружало открытое гульбище на аркаде и с лестницами-всходами по сторонам. Над карнизами четверика изначально был кружевной белокаменный парапет со сложными фигурными фронтонами в виде гребешков, разделенными пинаклями. За парапетом шел круговой обход. В 1700 г. мастера Свидерский и Лысков подрядились золотить иконостас, а к 1702 г. иконописец Соломанов с помощниками написал для него иконы. В августе этого года собор был освящен митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским). На следующий год буря сорвала кресты с собора, и в 1704-06 гг. мастер С. Малофеев сделал их заново. Главы поначалу были лужеными, потом центральную позолотили, а боковые украсили золотыми звездами по синему фону.
left;»>Здание не раз подвергалось основательным ремонтам. Уже в 1712 г. «все своды от стен отпали» и хотя они вскоре были исправлены, в документе 1727 г. опять говорится: «все своды расселены… и в подклетах расселины великие обретаются». Продолжавшаяся неравномерная осадка здания вызвала новые обрушения в 1728, 1735 и 1737 гг. Постепенное разрушение собора привело к его закрытию в 1796 г. Однако, несмотря на то, что тогда же специальная комиссия постановила разобрать здание, архитектор Иван Францевич Руска (он же Русско, Руско) в 1804 г. провел его капитальный ремонт. При этом посводное покрытие здания сменила четырехскатная кровля (тогда же, видимо, были утрачены гребешки), был упрощен фасадный декор и переделано гульбище над аркадой, повторно измененное в конце XIX в. Боковые всходы на гульбище разобрали, арки с висячими гирьками заложили, а белокаменные узорные парапеты сменила чугунная решетка с короткими колонками. Такие же каннелированные колонны, но более крупные и сделанные из белого камня были водружены на постаментах внизу новой лестницы на гульбище по оси западного входа.
В 1855-57 гг. интерьер собора, стены которого до этого времени оставались белыми, был расписан московским художником Н. Степановым. В связи с юбилеем Рязани в 1895 г. фасады собора были довольно причудливо раскрашены: поле стены подчеркивалось красным, а фусты белокаменных колонок выделялись синим. Работы затронули и интерьер. В 1891 г. он был вторично расписан. Первоначальный внешний облик фасадам собора и интерьеру отчасти удалось вернуть при реставрации в 1953-57 гг. под руководством Е.В. Михайловского.
Успенский собор – лучший памятник зодчества в Рязанской области, один из шедевров архитектуры нарышкинского стиля и крупнейший среди городских многостолпных соборов петровского времени. Творение знаменитого зодчего Я. Бухвостова вместило в себя выдающиеся произведения художественной резьбы по белому камню и дереву.