Наименование объекта | Гостиный двор, XVIII-XIX вв., арх. Сулакадзев И.Г. |
---|---|
Тип объекта | Объект федерального значения |
Местоположение | Рязанская область, г. Рязань, ул. Ленина, д. 24, 26, 31 |
Вид объекта | ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля |
Датировка | XVIII-XIX века |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 г. № 624 Приказ. Гостиный двор |
Современное значение | гражданское |
Охранный статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | удовлетворительное |
Архитектор | И. Г. Сулакадзев |
Торговая площадь с Гостиным двором возникла в соответствии с регулярным планом города (1780 г.). Изначально была сильно вытянута вдоль улицы Свободы (в то время – Владимирской или Гостиной), с юго-запада на северо-восток. Автором проекта Гостиного двора, по-видимому, был губернский архитектор И.Г. Сулакадзев. Строительство велось на деньги купцов, собранные в складчину. Размеры лавок варьировались от пяти до десяти метров в длину, от трех до шести в ширину при высоте около восьми метров по фасаду. Лавки перекрывались оштукатуренными потолками из накатника либо сводами. Со двора и с улицы лавки обходила галерея, высотой около восьми метров и шириной около 3,5 м. Торговля в Гостином дворе открылась в сентябре 1785 г., хотя вряд ли все лавки к тому времени были построены.
Комплекс Гостиного двора составляют четыре корпуса попарно стоящие по сторонам улицы Ленина (быв. Астраханской). На ее нечетной стороне расположены южный и западный корпуса, на четной – восточный и северный корпуса. Три корпуса (северный, южный, восточный) входят в состав объекта культурного наследия федерального значения «Гостиный двор», западный корпус является объектом культурного наследия регионального значения. Комплекс, сформировавшийся в эпоху классицизма, остается одним из важнейших и развитых узлов в градостроительной структуре Рязани. Наиболее импозантен северный корпус. В конце 1810-х гг. корпус был расширен в сторону Владимирской улицы. Средняя часть его стала шире и выше, а к фасадам пристроили колонные портики под крупными фронтонами. В последней трети 19 в. северный и западный корпуса были существенно переделаны на два этажа, были утрачены портики и
заложены аркады. В советское время западный корпус надстроили третьим этажом, а восточное крыло северного корпуса снесли. В 1950-е гг. северный корпус соединили со зданием Филармонии. В 1980-е гг. корпус был реставрирован: восстановлен портик и частично восточное крыло, раскрыты аркады и галереи. В его фасадах, огибающих угол перед перекрестком, чередуются аркады и колоннады разной высоты, вальмовые и двускатные кровли. Средняя часть повышена и украшена по фасадам ионическими 6-колонными портиками с треугольными фронтонами. Более низкие боковые крылья с открытой аркадой оформлены тосканскими полуколоннами. Арки, примыкающие с двух сторон к портикам, сделаны немного уже соседних и открывались в сквозные проходы, делившие (в середине 19 в.) массив корпуса на три блока. Южный корпус имеет план, близкий прямоугольному. Вдоль улицы Ленина неплохо сохранилась галерея с колоннами, но ее пространство при переделках во 2-й пол. 19 в. перегородил балкон на кронштейнах. Пологая вальмовая кровля завершает уличный портик корпуса вместе с его двухэтажным объемом. Длинное крыло (утрачено), ассиметрично примыкающее к этому объему с юго-запада, было одноэтажным, с крупными приземистыми арками перед входами в лавки. В подвалах южного корпуса перекрытия плоские. В отличие от других, восточный корпус сохранил большую часть первоначального объема. К улице обращен короткий отрезок его Г-образного плана, дополненный галереей с колоннадой по красной линии улицы. На длинном северо-западном фасаде круглые колонны с расширением книзу превратились к концу 19 в. в полуколонны, так как интерколумнии были заложены. Длинный юго-восточный фасад равномерно расчленен лопатками.