Наименование объекта | Промышленно-усадебный комплекс Баташовых, XVIII-XIX вв.: Плотина |
---|---|
Тип объекта | Объект федерального значения |
Местоположение | Рязанская область, Касимовский район, п. Гусь-Железный |
Вид объекта | усадьба / элемент усадьбы |
Датировка | 1759 год |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 Приказ. Промышленно-усадебный комплекс Баташовых. Плотина |
Современное значение | гражданское |
Охранный статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | неудовлетворительное |
Архитектор | - |
В 1758 г. братьями Баташовыми было получено разрешение на постройку доменного и передельного завода на реке Гусь возле села Веркутец. Так с середины XVIII века на высоком берегу реки Гусь появилась обширная усадьба с господским парком, обнесенным оградой (сохранилась частично), а также жилища привилегированных работников и служащих, общественные здания и торговые заведения. Сам завод разместился на плотине на р. Гусь. Все операции производились посредством ручного труда и технических сооружений, приводившиеся в действие водой. Мощная доменная печь выдала первый чугун уже в декабре 1759 г. Полное строительство завода приходится на 1760 г. Гусевский завод стал крупнейшим в Приокском промышленном районе железоделательным производством. В 1780-е годы при заводе уже числилось 855 работных людей.
Плотина на реке Гусь, выстроенная в 1759 году в месте сужения речной долины вблизи деревни Веркутец, была возведена в виде каменно-земляной дамбы. Плотина была выложена белым камнем и имела длину около 600 метров в направлении с востока (от главного дома) на запад, высотой около 11
метров (с учетом 5-ти метрового рабочего уровня воды в пруду и 6-ти метрового резервуара для половодья). От западного конца плотины на юг отходила насыпная дамба, длиной более километра. Плотину и берег соединял плашкоутный мост. В теле плотины имелось четыре водоспуска. По дамбе находилось семь водозаборных устройств, обеспечивающих поступление воды из пруда для питания механизмов производства. Самый северный водоспуск на дамбе служил для сброса лишней воды в половодья. Весной 1923 года его не успели отремонтировать, напор паводка снес ветхие устои шлюза. Подземный каменный корпус плотины был подмыт. В прорыв хлынула вода, и огромный пруд в несколько десятков миллионов кубических метров воды был опорожнён. Уровень пруда упал на 5 метров. Запруду активно пытались восстановить в 1924 году, но безуспешно. В 1958 г. было построено автодорога, соединившая районные центры Рязанской области. В п. Гусь-Железный участок трассы прошел по плотине. При этом водоспуски в теле плотины были засыпаны. Через залив вместо плашкоустного моста был построен новый мост на железобетонных опорах.