Наименование объекта | Здание Дашковской богадельни, 1780 г.; начало XX в., арх. М.А. Бергер |
---|---|
Тип объекта | Объект федерального значения |
Местоположение | г. Рязань, ул. Затинная, 80 |
Вид объекта | нежилое здание |
Датировка | 1780 год |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 г. № 624 Приказ. Здание Дашковской богадельни |
Современное значение | гражданское |
Охранный статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | неудовлетворительное |
Архитектор | Бергер М.А. |
Двухэтажное, Г-образное в плане здание Дашковской богадельни расположено поблизости от кремлевского холма, за Лыбедью. Западным фасадом в 11 оконных осей выходит в линию застройки Затинной улицы, 14-осевым южным – в линию проезда Речников. В 1800 г. дом принадлежал купцу Осипу Крутицкому. В 1866 г. владельцем был купец Егор Фролов, к которому дом перешел от коллежского регистратора Николая Никитина.
Богадельней здание стало в 1870 г., когда его купил этнограф, меценат и коллекционер В.А. Дашков (1819-1896) — действительный тайный советник, директор Московского Публичного и Румянцевского музеев, для размещения здесь с благотворительными целями дворянской богадельни. Первоначально богадельня была рассчитана на восемь человек, но вскоре здание увеличили шестиосевой восточной пристройкой, верхний этаж которой занимала больничная церковь. В начале XX века здание снова было расширено (к северу и востоку) по проектам городского архитектора М.А. Бергера. В 1903 г. появилась пристройка в четыре оконные оси
больничных палат по улице Затиннной, а в 1906 году по линии переулка возведена пристройка с новой церковью в верхнем этаже и с палатой имени жертвователя – Д.П. Таптыкова – в нижнем. В 1930-е гг. входящий угол здания со стороны двора был застроен небольшим объемом, разобраны главка церкви и колоколенка над вестибюлем, упразднены примыкавшие к угловому залу поперечные сени, входной проем на центральной оси первоначального объема переделан в окно.
Здание выполнено из кирпича, оштукатурено. Фасады завершены антаблементом с профилированным карнизом и гладким фризом. Междуэтажное членение выявлено узким пояском. Слегка повышенный объем храма выделен на южном фасаде плоским трехосевым ризалитом с фланкирующими лопатками, украшенными в нижнем ярусе рустом и замками окон.
Несмотря на разновременность строительных этапов, здание выдержано в единых нейтральных формах, близких к стилю позднего классицизма, среди которых несколько выделяется неоклассицистическое фасадное оформление дворовой церкви.